Добавить в закладки
Круглосуточно 24/7
Бесплатная консультация:
+7(925)744-76-95
Статьи

Канализационный люк: выбираем надежный щит для входа в подземелье

Канализационный люк – это достаточно важная деталь, которая выполняет две функции: с одной стороны, он обеспечивает доступ в канализационный или ревизионный колодец, а с другой – перекрывает вход в него, защищая содержимое от повреждений, а сами коммуникации от попадания мусора, осадков и несанкционированного проникновения (будем честными – и хищения!).

Ниже я кратко охарактеризую конструкцию канализационных люков, приведу рекомендации по их подбору, а также опишу алгоритм установки.

Чтобы не упасть в колодец со сточными водами, нужно позаботиться о защите входа

Чтобы не упасть в колодец со сточными водами, нужно позаботиться о защите входа

Обзор конструкции

Основные детали

Люк – это деталь, которая ставится в верхней части шахты колодца и перекрывает его просвет. При этом важной особенностью люка является возможность его открывания: так мы обеспечиваем доступ к объектам, которые в этом колодце расположены.

Типовые изделия

Типовые изделия

Конструкция канализационных люков не отличается сложностью:

  1. В верхней части шахты колодца располагается горловина – кольцевая или цилиндрическая деталь, которая и обеспечивает фиксацию всей системы на основании. Горловина либо закрепляется в грунте, либо (если мы имеем бело с пластиковым или бетонным колодцем) крепится непосредственно на шахте;
  2. На горловину устанавливается крышка люка (именно ее чаще всего люком и называют). Она может быть съемной или откидной, т.е. зафиксированной на петлях;
  3. В некоторых случаях люк комплектуется двумя крышками: сверху ставится защитная, которая предотвращает механические повреждения расположенных под ней объектов, а в нижней части горловины – запорная. Основной функцией запорной части является блокирование доступа в колодец, потому она оснащается замками разной степени сложности;
  4. Стандартные размеры конструкций (согласно ГОСТ 3634-99) — 645 / 800 мм. Пластиковые и композитные детали могут иметь и другие габариты;
Чертеж типового изделия с габаритами

Чертеж типового изделия с габаритами

  1. Крышка люка обычно располагается вровень с грунтовым основанием или дорожным покрытием, так что ее делают рифленой, с ровной или выпуклой поверхности. Рифлёная текстура обеспечивает сцепление с подошвами обуви или колесами автомобилей, а форма предотвращает накопление дождевой воды: по этой причине от вогнутых крышек стоит отказаться.
Квадратная крышка по диагонали всегда пройдет через горловину

Квадратная крышка по диагонали всегда пройдет через горловину

Важным аспектом является форма люка. Чаще всего подобные детали делают круглыми: так крышка, как ее ни поворачивай, не провалится в горловину. Установить квадратный люк на колодец тоже можно, но в этом случае желательно взять откидную модель на петлях. Так, во всяком случае, не придется периодически спускаться в колодец и вытаскивать оттуда провалившуюся чугунную деталь.

С замком или без замка

Крышка является самой важной деталью люка, и потому производители таких деталей стараются зафиксировать ее как можно прочнее.

Впрочем, чем надежнее фиксация, тем больше времени и сил уйдет на открывания, так что здесь важно найти компромисс:

Чаще всего крышка фиксируется выступами в пазах горловины

Чаще всего крышка фиксируется выступами в пазах горловины

  1. Типовой чугунный люк или более современное изделие из композита комплектуется боковыми выступами. Эти выступы входят в пазы на горловине и в большинстве случаев предотвращают случайное смещение крышки. Естественно, при достаточном усилии конструкция легко открывается;
  2. Люк на пластиковый канализационный колодец может быть снабжен резьбой: крышка просто наворачивается на горловину. Этот вариант фиксации подходит только для относительно легких изделий, поскольку пытаться крутить вокруг горловины колодца тяжелую чугунную конструкцию – удовольствие сомнительное. А если резьба ещё и перекосится, примерзнет или приржавеет….
Винтовое крепление крышки к горловине

Винтовое крепление крышки к горловине

  1. Изделия, которые устанавливаются на важные объекты (колодцы связи, центральные канализационные коллекторы и т.д.) почти всегда оснащаются замками. Наиболее популярными являются флажковые и распорные конструкции: в отверстие крышки вставляется ключ, при повороте которого запорные элементы выходят из пазов на внутренней стороне горловины, разблокируя отверстие;
Распорный замок открывается специальным ключом

Распорный замок открывается специальным ключом

  1. Наконец, откидные модели иногда просто комплектуют наружными скобами: на скобы навешивается замок, который закрывается на ключ.

Как правило, такая система реализуется в конструкциях с двумя крышками: наружный колпак защищаем замок от попадания влаги и от действий вандалов.

Запорный элемент внутри крышки

Запорный элемент внутри крышки

Классификация люков

Для установки на смотровые и ревизионные колодцы используются объекты нескольких типов. Сравнить их основные характеристики вы можете по таблице, приведенной ниже:

Магистральная модель с усиленной горловиной

Магистральная модель с усиленной горловиной

Тип Маркировка Назначение Масса крышки/горловины, кг
Тяжелый магистральный ТМ Устанавливается для перекрытия горловин колодцев, выходящих на автомагистрали. Комплектуется крышками и горловинами, способными выдерживать значительное давление. 45/50
Тяжелый Т Стандартная конструкция для установки на автодорогах с различными типами покрытия. Крышки устойчивы к давлению и динамическим нагрузкам. 50/50
Легкий Л Разновидность, предназначенная для монтажа на тротуарах, пешеходных дорожках в зонах зеленых насаждений и т.д. Также легкие люки монтируются на территории частных домовладений. 30/35
Ремонтный Р Временная заглушка, устанавливается в горловину колодца при проведении дорожных работ. После завершения работ извлекается, заменяется постоянным люком одного из вышеописанных типов. — / 35
Легкое изделие с относительно небольшими габаритами

Легкое изделие с относительно небольшими габаритами

Впрочем, приведённая классификация будет важна только тем, кто профессионально занимается дорожными работами. Для установки на своем участке подходит практически любой легкий люк – все равно его в 99% случаев располагают так, чтобы исключить пешеходные и тем более транспортные нагрузки.

Выбираем материал

Чугун

Выбирая люк для канализационного колодца, мы в первую очередь ориентируемся на материал, из которого он изготовлен. Такой подход во многом оправдан, поскольку именно материал определяет основные свойства изделия.

Краткий обзор разновидностей, используемых в частных домовладениях, я начну с наиболее популярной – с чугунных люков.

Типовое изделие

Типовое изделие

Согласно ГОСТ, люки такого типа производятся литьевым методом, при этом горловину делают из материала марки СЧ15 (минимум), а крышки – СЧ45 и прочнее. Для обеспечения максимальной герметичности я бы рекомендовал выбирать модели, которые дополнительно герметизируются резиновым кольцом.

Плюсы чугунных деталей таковы:

  1. Практически неограниченный срок службы. За несколько десятков лет у такого люка максимум сотрутся грани насечки на крышке – и то при условии интенсивной пешеходной нагрузки;
Чугунная крышка может стать украшением дороги

Чугунная крышка может стать украшением дороги

  1. Малая температурная деформация – и крышка, и горловина практически не меняют своих размеров, так что дорожное покрытие, прилагающее к конструкции, долгое время не разрушается;
  2. Устойчивость к коррозии. Даже при длительном контакте с влагой чугун не ржавеет, так что нет необходимости в дополнительной обработке деталей защитными составами;
  3. Значительная масса – чтобы открыть крышку и получить доступ к колодцу, нужно прилагать немалые усилия. Во всяком случае, риск того, что это случайно сделает ребёнок, сводится к минимуму.
Тяжелая и надежная конструкция, как на этом фото, надежно блокирует доступ в колодец

Тяжелая и надежная конструкция, как на этом фото, надежно блокирует доступ в колодец

Есть у чугунных деталей и минусы:

  1. Значительная масса (да, все верно – это и достоинство, и недостаток) усложняет установку изделия. Открывать крышку тоже непросто, потому быстренько заглянуть в колодец для оценки ситуации не получится;
  2. Несмотря на большой вес, крышки часто воруют. Так что устанавливать подобные конструкции на неохраняемой территории практически бессмысленно;
Была чугунная крышка – нет чугунной крышки….

Была чугунная крышка – нет чугунной крышки….

  1. Наконец, к минусам относится высокая цена. Стоимость легких моделей начинается с 2,5 тыс. рублей, тяжелых – от 3 – 3,5 тыс. и более.

Композит

Там, где не нужно выдерживать транспортную нагрузку, чугунные люки постепенно вытесняются композитными. Для производства таких деталей используется состав на основе пластика, цемента и кварцевого песка. Смесь разогревается до высокой температуры (300 градусов и более) после чего из нее штампуются горловины и крышки.

Методика производства позволяет окрашивать композит в разные цвета

Методика производства позволяет окрашивать композит в разные цвета

Технология производства композитных люков позволяет придать им необходимый оттенок. Так, изделие можно сделать зеленым/коричневым для того, чтобы оно как можно меньше бросалось в глаза. С другой стороны, некоторые модели специально делают окрашенными в яркие цвета – хорошая заметность конструкций позволяет снизить риск травмирования.

Плюсы композитного материала таковы:

  1. При относительно небольшой массе (до 40-50 кг вместе с крышкой) изделие выдерживает вполне существенную нагрузку – 3 – 15тонн в зависимости от модели;

Если прочность критично важна — выбирайте изделия со стальным армированием. Они тяжелее и дороже, но зато лучше держат весовые нагрузки.

Качественная композитная модель может выдерживать серьезную нагрузку

Качественная композитная модель может выдерживать серьезную нагрузку

  1. Технология горячего прессования позволяет точно соблюдать геометрию и размеры деталей. Благодаря этому люки получаются более герметичными;
  2. Отсутствие металла (во всяком случае, снаружи) делает крышки непривлекательными для вандалов. Ну, а воровать композитный диск массой около 15 кг, чтобы как-то расплавить его и получить в итоге примерно 2 кг стального прутка никто явно не станет.
Внутри можно установить дополнительную крышку –на этот раз из металла

Внутри можно установить дополнительную крышку – на этот раз из металла

Преимущества касаются и финансовой сферы: стоимость легкой модели стартует примерно с 1000 – 1200 рублей, что позволяет неплохо экономить, особенно при необходимости обустройства большого количества колодцев.

Другие изделия

Наряду с чугунными и полимер-композитными моделями можно использовать и другие изделия:

Фото пластикового изделия

Фото пластикового изделия

  1. Полимерный люк на колодец – это легкая деталь, идеальная для установки на дачном участке или в загородном домовладении, то есть там, где пешеходная нагрузка на крышку будет минимальной. Такие люки производятся из ПВХ и армируются стальной либо композитной арматурой. Прочность получается вполне достаточная, чтобы выдержать умеренный вес;
Стальная модель с запорным механизмом

Стальная модель с запорным механизмом

  1. Стальные изделия – уступают чугунным по коррозионной устойчивости, но при этом отличаются меньшей массой. Как правило, изделия из стали снабжаются надежными запорными механизмами и устанавливаются там, где нужно гарантированно заблокировать канализационный или любой другой колодец.
  2. Бетонные – просто диски из армированного бетона с двумя проволочными «ушками» для транспортировки. Тяжелые, неудобные, негерметичные (сложно подогнать по размеру шахты) и совершено непривлекательные. Используются в качестве временной заглушки в основном на этапе строительства.
Опорные кольца и крышки из бетона

Опорные кольца и крышки из бетона

Также полезно иметь в сарае такой бетонный диск на случай хищения чугунной крышки.

Рекомендации по установке люка

Монтаж подобных изделий я бы охарактеризовал как несложный, но трудоемкий. Сама процедура установки достаточно проста, но потрудиться все же придется – все-таки работать нужно с тяжелыми деталями.

Иногда требуется установка опорного кольца: его монтируют при устройстве самого колодца

Иногда требуется установка опорного кольца: его монтируют при устройстве самого колодца

В этом разделе я расскажу, как своими руками ставятся стальные, чугунные и полимер-композитные конструкции:

  1. Для начала нам нужно получить доступ к верхней части канализационного колодца. Для этого мы проводим выемку грунта по периметру, а также – если это необходимо – демонтаж асфальтового или плиточного дорожного покрытия;
  2. После этого на верхнюю секцию канализационного колодца устанавливаем горловину люка. Деталь выравниваем по плоскости и выставляем таким образом, чтобы она располагалась строго на уровне дорожного покрытия;
Установленные и выровненные горловины на колодцах

Установленные и выровненные горловины на колодцах

Инструкция допускает установку люков выше уровня земли на газонах, в зоне зеленых насаждений за переделами пешеходных дорожек и на других участках – т.е. там, где риск травимы при случайном контакте с конструкцией будет минимальным.

  1. Для выравнивания горловины я обычно использую небольшие фрагменты кирпича. При этом между краем колодца и деталью образуется зазор, который необходимо защитить от попадания раствора. Проще всего это сделать, установив в отверстие автомобильную камеру и накачав ее: стенки камеры прижмутся к горловине, и бетон не попадет в колодец;
Камера в отверстии колодца предотвращает попадание раствора внутрь

Камера в отверстии колодца предотвращает попадание раствора внутрь

  1. Затем готовим раствор: 1 часть цемента М400, 2 части песка, 3-4 части щебня или гравия плюс вода, необходимая для придания смеси сметанообразной консистенции. Заливаем раствор в углубление по периметру установленной горловины люка, учитывая необходимость восстановления дорожного покрытия (если это предусмотрено проектом);
  2. После первичной полимеризации раствора (процесс занимает около часа) спускаем камеру и извлекаем ее из отверстия. Шпателем удаляем излишки раствора с внутренней стороны зазора;
  3. Устанавливаем на горловину крышку, после чего накрываем конструкцию полиэтиленом для того, чтобы бетон не пересыхал. После полимеризации раствора восстанавливаем дорожное покрытие.
Укладываем крышку

Укладываем крышку

Эти рекомендации касаются в основном монтажа люков на вашем участке. На дороге или тротуаре, естественно, стараются минимизировать время сушки раствора, потому используют специальные составы с отвердителями.
Ну, или просто побыстрее кладут асфальт, а потому удивляются, почему он проседает вокруг горловины.

Забетонированная поверхность перед восстановлением покрытия

Забетонированная поверхность перед восстановлением покрытия

Если люк ставится с выступом над поверхностью земли, то по его периметру устраивается отмостка:

Схема выполнения отмостки

Схема выполнения отмостки

  1. По окружности радиусом примерно 1 м снимаем грунт на глубину около 30 – 40 см;
  2. Дно углубления засыпаем слоем песка мощностью примерно 15-20 см и тщательно трамбуем;
  3. Заливаем отмостку бетоном, формируя небольшой уклон в направлении от горловины люка;
  4. После полимеризации бетона укладываем сверху примерно 10 см грунта и возвращаем на место срезанный дерн. Если дерн сохранить не удалось, то просто засеваем участок газонной смесью.
Конструкция после восстановления дерна

Конструкция после восстановления дерна

Заключение

Чтобы правильно выбрать и установить канализационный люк, совсем не обязательно быть специалистом в области дорожного строительства. Достаточно ориентироваться на приведенные выше рекомендации, изучить иллюстрации и видео в этой статье, а если возникнут вопросы – обратиться за консультациями ко мне или к моим коллегам либо в комментариях к материалу, либо в соответствующей теме на форуме.




Добавить в избранное Версия для печати
Поделитесь:
Автор: operator_bolsh
Опубликовано: 26.03.2017

Top